Акцентуации, самоповреждение, депрессия

Помощь детям группы риска

Суицидальное поведение—это процесс, который чаще всего протекает в несколько этапов:

  • антивитальные переживания;
  • пассивные суицидальные мысли;
  • активные суицидальные мысли
  • суицидальные намерения, разработка плана;
  • поиск и подготовка средств для его осуществления;
  • суицидальные попытки;
  • завершенный суицид.

По времени весь суицидальный процесс может составлять от нескольких месяцев до нескольких минут.

Содержание помощи педагога-психолога на различных этапах суицидального поведения

1. Антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли.

Действия педагога-психолога:

  • Анализ семейной ситуации;
  • Выяснить убеждения подростка относительно его самого;
  • Обсуждение реальных проблем

Содержание помощи: работа с негативными убеждениями

2. Активные суицидальные мысли, суицидальные намерения.

Действия педагога-психолога:

Организация беседы с подростком для прояснения ответов на следующие вопросы:

  • Ты уверен, что ты сделал все, что хотел сделать?
  • Есть ли в мире места, которые ты хотел бы увидеть?
  • Есть ли такие фильмы, которые ты хотел бы посмотреть?

Содержание помощи: поиск и активизация защитных факторов.

3. Поиск и подготовка средств для совершения суицида

Действия педагога-психолога:

Ведение диалога (монолога) с подростком, физическое нахождение с ним рядом до приезда Скорой помощи, с использованием приемов:

  • «ЭХО»: повторение за ребенком его фраз, демонстрация того, что Вы его понимаете
  • Проговаривание боли (Тебе кажется, что жизнь потеряла смысл? Тебе тяжело?)
  • Переключение внимания

Содержание помощи: снижение психоэмоционального напряжения. Основная проблема, которая привела подростка к суицидальному поведению решается после перехода подростка на предыдущие уровни



Депрессия (depressio; от лат. deprimo, depressum понижать, подавлять, угнетать)—состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением, снижением психической и двигательной активности, часто сочетающимися с разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудание, запоры, изменение ритма сердечной деятельности и т.п.).

Депрессия может возникнуть как в результате тяжелого психического заболевания, так и на фоне психической травмы, острого и хронического стресса. Эмоциональная нестабильность подросткового возраста облегчает развитие аффективной патологии, делает подростков особенно уязвимыми к формированию депрессивного синдрома.



Самоповреждение (или селф-харм, от англ. self-harm) – непривычное действие с нелетальным исходом, задуманное или осуществленное лицом, предполагающим или рискующим умереть или причинить себе физический вред, в целях осуществления желаемых перемен (De Leo et al, 2004).

Оно осуществляется с цельюизбавления от напряжения и устранения нежелательных эмоций или из-за стремления к новым ощущениям.

Принципы работы с подростком с самоповреждающим поведением

- Не рассматривать селф-харм как только умышленное поведение и направленное на привлечение внимания, это может быть призыв обратить внимание на свои страдания;

- селф-харм может быть обусловлено и истинными суицидальными намерениями. В этих случаях необходимы госпитализация подростка или назначение медикаментозной терапии.

- При работе с самповреждениями – направленность на работу со стрессами, которые предшествовали актам самоповреждения.



Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых от-дельные черты характера чрезмерно усилены.

Подростки с акцентуациями характера составляют группу повышенного рис-ка развития расстройств психического здоровья в связи с их уязвимостью к определённым пагубным влияниям среды или психических травм.

Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют:

  • Тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания.
  • Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера.
  • Органические повреждения головного мозга, т.е. черепномозговые травмы, мозговые инфекции и т.п
  • «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно - сосудистой и костно-мышечной системы, отягощённый физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».

К социально-психологическим факторам относят:

  • Нарушения воспитания подростка в семье: эмоциональное отторжение (по типу Золушки), «гиппопротекция» (ребёнок принадлежит сам себе); доминирующая гипперпротекция (слишком большое внимание родителей к детям, лишение их самостоятельности).
  • Школьная дезадаптация. В. М. Воробьев и Н.Л. Коновалова выделяют три формы, и одновременно, три причины школьной дезадаптации: «депривационная» – невозможность личности увидеть в реальной ситуации собственную психологическую проблему; невротическая природа школьной дезадаптации; «психопатическая» – психологические проблемы ребёнок решает неправильно, и из-за этого появляются новые проблемы.
  • Подростковый кризис.
  • Неудовлетворенность отношением к себе на фоне развития самосознания, стремления к самоутверждению может привести к аффективным вспышкам, меж-личностным и внутриличностным конфликтам.
  • Психическая травма. Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.).

Работа педагогов с подростками с акцентуациями характера в основном заключается в коррекции или построении особого рода отношений подростка с окружающими с учетом характера его акцентуации.