Конспекты родительских собраний, памятки

Профилактическая работа с родителями

Воспитание в семье навыков жизнестойкости у детей 7 – 10 лет

Фундаментом для формирования чувства самодостаточности и уверенности ребенка в себе является удовлетворение таких базовых потребностей, как:

  • физическая безопасность (семья – это то место, где можно укрыться, почувствовать себя защищенным, отдохнуть);
  • сон и еда (родители несут ответственность за соблюдение ребенком распорядка дня и его полноценное питание);
  • привязанность (эмоциональный, психологический контакт и близость с заботящимся о ребенке взрослым).

В результате отсутствия выше названных потребностей с самого раннего возраста у ребенка возникают поведенческие проблемы со школьного возраста: агрессивность, подверженность депрессии, у них гораздо чаще возникают эмоциональные и поведенческие проблемы, чем у их сверстников, за которыми был надлежащий уход.

Ключевым моментом является тот факт, что ребенком усваивается не только то, что является предметом взаимодействия, то есть то, чему взрослый учит ребенка, но и другие способы действий взрослого, в том числе то, как он это делает, как переживает, как выстраивает межличностные отношения.

Поэтапная схема процесса взаимодействия родителей с ребенком по выработке навыка стратегии поведения в ситуации неопределенности, в том числе, и в период адаптации к условиям обучения, выглядит следующим образом:

  • выдвижение гипотез / предположений об исходе неопределенной ситуации;
  • экспериментирование;
  • анализ;
  • разделение успешного и неуспешного, выгодного и проигрышного;
  • фокусировка на позитивных результатах;
  • постановка целей;
  • повторение цикла (план, действие, контроль, активизация);
  • празднование достигнутой цели.

Такая схема взаимодействия родителей с ребенком 7–10 лет поможет развить такие элементы саморегуляции, доступные в этом возрасте, как:

самоконтроль – торможение импульсивных реакций;
самодисциплина – планирование действий во времени;



Воспитание в семье навыков жизнестойкости у детей 11 – 14 лет

В деле воспитания подростка одна из центральных тем — свобода личности, в первую очередь, самого подростка. Воспитание свободы требует решения таких задач, как: научения разумному выстраиванию иерархии ценностей, навыка самоанализа и, конечно, дисциплины, способности подчиняться принятому решению.
Вступление ребенка в подростковый возраст - это некая разделительная полоса с препятствиями между детством и взрослой жизнью без инструкции по ее пре-одолению. И каждая семья в этот период своей жизни сталкивается с двумя проблемами:

  • с одной стороны — взрослый с нежеланием / неготовностью принимать факт взросления ребенка и необходимость собственной перестройки, а иногда и с отсутствием навыка освоения новой роли;
  • с другой — ребенок, который до конца не понимает, что с ним происходит, пытается «привыкнуть» и научиться жить в новом качестве с новыми ощущениями в теле, желаниями, мыслями.

Повышенное стремление к риску со стороны подростков, с точки зрения исследователей, объясняется, в частности, тем, что люди в этом возрасте мыслят иррационально, не обладают достаточными интеллектуальными способностями для принятия правильных решений, питают иллюзии насчет собственной неуязвимости, неадекватно оценивают степень риска опасных поступков или же просто не осознают, что опасно, а что нет. Важно понять, что мы не сможем ПЕРЕДЕЛАТЬ подростка, не сможем уберечь его от окружающего мира, но в наших силах ИЗМЕНИТЬ его отношение к рискованному, саморазрушающему, небезопасному поведению, оценке степени риска того или иного действия и / или бездействия, к раз-личного рода соблазнам и провокациям в подростковый период.



Воспитание в семье навыков жизнестойкости у детей 15-17 (18) лет

У старших подростков 15-17 (18) лет центральным фактором развития является становление самосознания - выделение ребенком себя из окружающего мира, противопоставление себя («Я») всему другому («не-Я»), осознание себя, своих целей, действий, переживаний, собственного внутреннего мира.

Другой важный механизм развития подростка - самооценка, понимаемая как ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности. Основу самооценки составляет принятая подростком система ценностей, сложившаяся во многом благодаря семье и сверстникам.

Отношения в семье необходимо строить на основе приемов, поддерживающих индивидуализацию подростка:

  • замечайте личные продвижения подростка (сравнивайте подростка только с ним самим (вчерашним), избегайте социального сравнения);
  • демонстрируйте веру в подростка: «Я знаю, ты сможешь!»;
  • учите верно анализировать успехи и неудачи. Успех — результат достаточного количества усилий (конкретно опишите то, что выполнено хорошо). Неудача — результат недостаточного количества усилий («нужно еще поработать», «обрати внимание на эти вопросы», «постарайся еще», «попробуй снова»);
  • учите подростков мыслить позитивно: «Я могу», «У меня получится». Учите говорить о себе только в позитивном ключе.

На основе представлений о себе и самооценки формируется определенное поведение, в котором подросток выражает себя, демонстрирует себя миру. Осознание и принятие своей индивидуальности приводят к самоутверждению: «Примите меня таким, каков я есть!»