Каталог упражнений и техник

Саморегуляция

Обычно под саморегуляцией понимается процесс, обеспечивающий стабильность системы, ее относительную устойчивость и равновесие, а также целенаправленное изменение индивидом механизмов различных психофизиологических функций, касающихся формирования особых средств контроля за деятельностью. Еще саморегуляция – это поддержание устойчивости психики, как целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям и подчинение содержания и структуры деятельности принятым личностью целям. Краткий психологический словарь обозначает ее, как целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. То есть, единой трактовки этого понятия не существует, но очень точно психологическую сущность явления обозначил А.Г. Асмолов, подчеркнув, что саморегуляция отображает проблему «изменяющейся личности в изменяющемся мире».
Саморегуляция подразумевает оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно и корректировку результатов деятельности.
Механизм саморегуляции включается тогда, когда изменять нужно не обстоятельства, а самого себя. Самосознание (осведомленность личности о своих особенностях) – основа саморегуляции. Ценности, Я-концепция, самооценка и уровень притязаний – исходные условия работы механизма саморегуляции.

Направления саморегуляции:

  • функциональная регуляция – сбалансированность телесных и психических процессов;
  • волевая регуляция - тренировка произвольного внимания, торможение импульсивных реакций;
  • эмоциональная регуляция - распознавание собственных эмоций и эмоций партнера, понимание эмоциональных реакций, управление своими эмоциями;
  • личностная регуляция - способность управлять своим поведением и осознавать свои сильные и слабые стороны характера;
  • целевая регуляция - тренировка деятельности по достижению цели, способность достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей.

С детьми 7–10 лет целесообразно выполнять упражнения, направленные на тренировку:

  • функциональной регуляции;
  • волевой регуляции;
  • эмоциональной регуляции.

С младшими подростками 11-14 лет целесообразно выполнять упражнения, направленные на тренировку:

  • функциональной регуляции;
  • эмоциональной регуляции;
  • личностной регуляции.

Со старшими подростками 15-17(18) лет целесообразно выполнять упражнения, направленные на тренировку:

  • функциональной регуляции;
  • целевой регуляции;
  • личностной регуляции.